Учите текст. Если у вас не прокачан до бешеных размеров скилл импровизации, то ваша забывчивость не ускользнёт от глаз зрителя и может ввести в замешательство ваших напарников по косплею. Гоняйте сценку до автоматизма – лишние репетиции (не в ущерб здоровью, еде и сну) никогда и никому не мешали.
Говорите текст. Проговаривайте текст вслух как можно чётче. Следите за тем, чтобы вы и ваши товарищи не «глотали» последние слоги слов. Не торопитесь выпалить свою фразу поскорее – вы рискуете сделать её непонятной. Постарайтесь обращать внимание на неправильное ударение и прочее – очень бросается в глаза. Перед генеральной репетицией и выступлением сделайте
Смешную Разминку Рта и Голоса и вообще делайте её почаще.
Делайте оценку. Каждая фраза и каждое действие одного человека должна вызывать какую-никакую реакцию остальных. Поставили себя на место персонажа, услышали фразу от его лица, отреагировали.
Не стучите по микрофону и не дуйте в него. Удивительно, что такие очевидные вещи приходится обьяснять. Микрофон сложно устроен и его легко испортить, а ещё можно навредить усилителю, акустическим системам и ушам аудитории. Проверяйте работоспособность микрофонов по-человечески – чётко скажите туда что-нибудь приличное. Можете отойти от пошлого «раз-раз» – будет даже лучше, если вы неторопливо произнесёте какое-нибудь пятизначное число, типа «двадцать четыре тысячи семьсот восемьдесят один» или фразу «ведущие педиатры доказали, что частое повторение слова «хентай» ведёт к разжижению мозга». Вполне понятно, что стук по микрофону и дуновения в него происходят от нерешительности, желания проверить микрофон как можно незаметнее. Но если вы так стесняетесь проверять свой рабочий инструмент при публике, может, вам стоит посидеть в зрительном зале?
Говорите в микрофон. Сценка, из которой ни слова не понятно оттого, что вы без остановки мотаете им из стороны в сторону – зрелище угнетающее, а зрители вынуждены терпеть всё это, потому что вы уже на сцене и подсказать вам никто ничего не может. Подносите микрофон ко рту чуть с упреждением и не отводите его ото рта, не закончив фразу. Нельзя жестикулировать рукой, в которой у вас микрофон! Для имитации наличия микрофонов обязательно репетируйте с зажатыми в руках маленькими пластиковыми бутылками, причём у вас их должно быть ровно столько, сколько в вашем распоряжении будет всего микрофонов на сцене – узнайте об этом у организаторов заранее. Это нужно, в том числе, для того, чтобы отработать, кто кому будет передавать микрофоны, если вдруг их окажется меньше, чем участников сценки, и куда их прятать, если по плану предвидится экшн – драка там или танец. Найдите внимательного и ответственного товарища, который проследит на репетициях, чтобы вы говорили в свои импровизированные «микрофоны». Подберите расстояние до микрофона опытным путём: чтобы и со стороны хорошо смотрелось (не надо целоваться с микрофоном и уж тем более не надо его глотать), чтобы вас было слышно, и чтобы не громче, при этом, чем ваших товарищей по сценке – от гула средненизких частот слова перестанут быть различимыми. Говорите чётко, громко и спокойно, не надо орать истеричным голосом. Если же по сценарию вам надо кричать, то отведите микрофон ото рта на более приличное расстояние, чтобы звук не зашкалил, а ваша фраза не превратилась в высокочастотную пытку для ушей людей, сидящих в зале. И не пыхтите в микрофон – если из динамиков слышно ваше дыхание, опустите микрофон пониже или попробуйте направить «перпендикулярно голосу».
Помните о том, как работает микрофон. И снова о маленьком чёрном друге. Очень важно правильно обращаться с ним на сцене. Микрофон выключается и включается. Бывает, что выключателя два: один «питание», другой, собственно, «работа» – так может выглядеть, например, радиомикрофон. Крайне желательно, чтобы он был всё-таки включён в тот момент, когда вы будете в него говорить. Изучите на репетиции в каком положении выключателей микрофоны включены и запомните это положение. Получив микрофон от партнера по сценке, проверьте, положение выключателя. Иногда бывает, что переключатель на микрофоне один и содержит три позиции. средняя позиция, как правило – это режим ожидания: в нём микрофон не работает, но готов заработать моментально, когда вы сдвинете переключатель на ON. Кладёте микрофон на пол? Это очень плохо. Лучше придумайте что-нибудь другое, но если вариантов совсем нет, то хотя бы выключите его! Лично я устаю от сокрушительных ударов по голове, наносимых звуком из колонок. Не наводите микрофон на динамики, будь то хоть порталы, направленные в зрителей, хоть мониторы. Мониторы – это такие колоночки, которые смотрят на вас, чтобы вы слышали себя и своих товарищей. Не стоит о них забывать, иначе плавное опускание руки с микрофоном вдоль туловища может закончиться всепрошибающим «УУУУУУУ», в котором, как назло, обязательно утонет ключевая фраза сценки или самая убойная шутка – а всё потому, что вы навели микрофон на источник звука. Так что перед неумеренной жестикуляцией тоже было бы неплохо микрофон выключать. Но если вы не доверяете себе, в том, что не забудете включить его обратно, то хоть старайтесь держаться подальше от всяких мониторов.
Никакой кутерьмы на сцене. Пока ваши товарищи читают свой текст, не надо пробегать за их спинами, переманивая этим самым взгляды на себя. Нельзя отвлекать внимание зрителей от говорящего, если это не предусмотрено сценкой. Однажды я смотрел из зала один прогон приветствия команды КВН, во время которого мимо актёров прошёл обыкновенный рабочий сцены. Он шёл так естественно и так по-настоящему искал нужный провод, что я решил, будто он является частью сценария. Мужик, просто спокойно и неторопливо пройдя по сцене, полностью переманил на себя моё внимание, отобрав его у ярко наряженного капитана команды, читающего некий пафосный завершающий текст. Вывод: держите внимание зрителя в нужной вам точке.
Если внимание сейчас не на вас, это не значит, что вас не видно. Если сценарий так предусматривает, и вам приходится некоторое время просто стоять, пока кто-то другой говорит, то не думайте, что на вас не смотрят. Не крутитесь на месте, не глазейте в потолок, не ковыряйтесь в носу. Не надо думать, что ваш мимолётный жест в сторону человека за кулисами, или шёпоток соседу, останутся незамеченными. Помните: вы подсвечены со всех сторон и находитесь на возвышении. Любое ваше движение моментально увидят. страшно?
Не бойтесь! Перспектива, открывающаяся со сцены, оказывает сильное психологическое давление, пропорциональное размерам зала и расстоянию до зрителей. Собственный голос, усиливаемый кучей аппаратуры, кажется чужим и слишком громким. Нападает оторопь, страх за то, что сделаешь что-то не так, слова вылетают не изо рта, а из головы… Так вот, нечего тут бояться. На самом деле публика очень добра, если её правильно погладить. Действуйте спокойно и уверенно - народ любит спокойных и уверенных. Можно двигаться немного утрированно. Моя режиссёрша говорила: «поломай тело». Эта фраза отлично характеризует то, что именно стоит делать со своими скованными конечностями на сцене – не в прямом смысле, конечно. Однажды попробовав, вы поймёте, о чём я.
Не поворачивайтесь задом к зрителю! Грубо, зато правда. Сцена диктует свои законы. Когда кто-то говорит, зритель должен знать, кто это. Для этого зрителю надо видеть лицо актёра, а не его багажник. Если два персонажа ведут диалог, они стоят не боком к залу, а вполоборота. Чтение текста спиной к зрителю, произведение активных действий спиной к зрителю, необоснованные прятания говорящих от зрителей (своим телом, например) – недопустимы!
Предвидьте авралы на сцене. Главное для актёра – не отсутствие ошибок. Главное – чтобы зритель не понял, что он только что видел ошибку. Ваш напарник перепутал текст? Ни в коем случае не поправляйте его в открытую! Если партнёр от волнения перепрыгнул через полсценки, постарайтесь намекнуть ему об этом своей репликой. Забылись сами? Сделайте небольшую паузу и спокойно вспомните свою реплику, но не эээкайте и не мычите в микрофон и не бегайте глазами по своим товарищам, ища поддержки и подсказки.
Предвидьте авралы у пульта. Приходилось ждать своего выхода на сцену, когда его должна ознаменовать музыка, которая почему-то никак не начинается? От технических накладок на сцене вас не спасёт ничто, а потому: можете приставить помощника к звукрежу? – приставьте! Пусть именно ваш человек (специально подготовленный и выдрессированный товарищ) покажет звукорежиссеру, когда и какие треки надо включать, и когда выключать. А ещё лучше сделать это на репетиции - пусть он на репетиции стоит около звукорежа и подсказывает. Этим он, возможно, спасёт и вас, и вашу сценку от оглушительного провала, от вас не зависящего. Если же сценка началась сразу не с того трека (и он всё никак не меняется на ваш), а помощником вы не озаботились – что же, делать нечего. Возьмите микрофон и скажите: «будьте добры, трек номер 19». Ну или хотя бы название сценки. Это куда лучше, чем корчиться под чужую музыку, а потом рыдать за сценой горючими слезами. Кстати, поинтересуйтесь перед шоу у звукорежа, какой там номер у вашего трека, и есть ли у него вообще ваш трек.
Берегите голос. За сутки до выступления не пейте ничего холодного и не пейте газировки, не грызите семечек, не ешьте мороженого. Голос обязательно сядет, вернуть его обратно вовремя будет очень-очень трудно, а вы опять будете плакать. Не надо.
Получайте удовольствие. Я уже говорил – нельзя бояться того, что собираетесь сделать. Да и зачем бояться? Вы отлично поработали над подготовкой своей сценки. Вдохните полной грудью. Выйдите на сцену спокойно и уверенно. Знайте – вы и ваши друзья вооружены так, что публика сама сдастся на вашу милость. Осталось только с искренним чувством собственной правоты применить своё оружие, покорить зал и принимать вагоны апельсинов и панцу фанаток.
Всё. Спасибо за внимание. Наглые советы кончающим сценическим косплеерам я писать не рискну